Зампредседателя совмина крымской автономии Георгий Мурадов, представляющий республику при президенте РФ, ответил на вчерашнее заявление украинской стороны о подготовке прохода военных судов Украины через Керченский пролив.
Комментируя заявление советника украинского президента Юрия Бирюкова, он дал исчерпывающее разъяснение о праве Украины на свободный проход её судов через Керченский пролив в сторону Азовского моря и обратно. Но при этом отметил, что должны обязательно соблюдаться определённые процедуры и международные правила, обеспечивающие безопасное использование таких сложных для судовождения участков, каким является Керчь-Еникальский канал.
Мурадов напомнил, что украинские власти, настаивая на своих неотъемлемых правах, игнорируют условия безопасности и тем самым обостряют ситуацию в зоне пролива. «Россия свою безопасность под угрозу не позволит ставить никому», – ответил на это Мурадов.
Вопросы безопасности в азово-черноморской акватории стали в последнее время объектом пристального внимания политиков и средств массовой информации Запада. Одни говорят о напряжённости, способной спровоцировать начало третьей мировой войны. Другие, напротив, опускаются до крайней безответственности и призывают взорвать крымский мост во имя восстановления некоего умозрительного баланса сил.
Украина, со своей стороны, обвиняет проектировщиков в принятии параметров строительства, которое якобы ограничило проход крупнотоннажных судов под арками моста. При этом умалчивается о том, что акватория Азовского моря не позволяет судам с низкой осадкой свободно заходить в украинские порты Мариуполь и Бердянск. Особенно курьёзным выглядит недавно озвученный проект Сивашского канала, который непосредственно соединил бы акваторию Азова с Одессой и снял эти проблемы.
К мирному разрешению ситуации украинские власти пока не склонны. Но и Россия вряд ли допустит повторение сценария, при котором, если позволена такая аналогия, легкомоторный самолёт пересёк бы границу государства и приземлился на Красной площади столицы, а пилот-нарушитель вместо уголовного преследования был препровождён на родину, тогда как его имя превратилось бы чуть ли не в символ народной дипломатии.
Впрочем, в чём-то похожая судьба может ожидать и украинских моряков, задержанных за провокацию, устроенную ими в проливе по заданию флотского командования Украины. Но тогда и стране, подталкивающей своих военнослужащих к подобным действиям, следует быть готовой к повторению трагикомической ситуации с Надеждой Савченко, которая вот уже несколько лет доставляет немало хлопот её политическому руководству.
Народная дипломатия – это не всегда провокации, но, как правило, угроза политикам, возбуждающим вражду между народами и спекулирующим на искусственно раздутых конфликтах.