События, порождаемые недавним решением Константинопольского Синода о восстановлении его ставропигии в Киеве и дальнейшей подготовке к принятию Украинской церковью автокефалии, стали менять диспозицию в украинской политике. Автокефалии как таковой ещё нет, но ощущение субъектности духовными и светскими властями Украины меняется.
Аргументация, к которой прибег Константинополь, претендуя на восстановление конфигурации канонических территорий до 1686 года, не выдерживает критики ни у либерального крыла русско-украинского православия, ни тем более у его консервативной части. Но подаренная Киеву надежда неожиданно сказалась на временном умиротворении обстановки.
Развитие событий в Киеве не подтвердило худших опасений относительно погромов, которые ранее планировались украинскими радикалами на праздничные дни 14 октября. Попытка сотни молодчиков проникнуть на территорию Киево-Печерской лавры кончились их задержанием. Остальная масса участников факельного шествия пыталась направить свою деструктивную энергию против памятника генералу Ватутину, но и тут им успешно противостояло организованное правоохранителями оцепление. В это время в Лавре проводилась праздничная литургия в присутствии 5 тыс. верующих, а на Софийской площади – митинг и молитва за автокефалию, организованная президентом . День завершился спокойно, без серьёзных эксцессов, если не считать автомобильной аварии утром в центре города.
Украинская столица как бы смирилась с тем внутренним многообразием, которое сохранялось в гражданском обществе до печальной памяти майдана 2013-2014 года, обрушившего страну в пучину гражданской войны. По прогнозам аналитиков, такое относительное спокойствие будет продолжаться вплоть до принятия томоса, который может снова обострить все риски и угрозы внутренней нестабильности.
В этой ситуации взгляды заинтересованных сторон прикованы к Синоду РПЦ в Минске, который сегодня приступает к обсуждению вопроса об автокефалии Украинской церкви. Ирония состоит в том, что до 1686 года, который определён Фанарскими старцами как отправной пункт восстановления канонических территорий Константинопольской церкви-матери, территории нынешней Минской епархии входили в состав Киевской митрополии. Следуя логике реставрации, навязанной Константинополем, эти территории должны быть присоединены к Киеву на началах, поименованных постановлением Константинопольского Синода ставропигиями.
Колониальные амбиции Константинополя неподражаемы. Находясь в непростых отношениях с турецкими властями, патриарх Варфоломей в то же время испытывает давление со стороны своих американо-канадских приходов и по некоторым данным завербован даже спецслужбами США. Как бы ни хотелось Синоду РПЦ абстрагироваться от этих внешних факторов, но сделать это невозможно. Константинополь явно используется Западом и прежде всего США в политике по переделу современного мира.
Ослабить противостояние этим процессам значит добровольно сдать позиции по сохранению стабильного миропорядка, разложение и распад которого начался с забвения Хельсинкских договорённостей и перекройки европейских границ, начиная с бывшей Югославии. Без восстановления их подобия в современном мире колокол, который был установлен накануне в Киеве, чтобы каждый день в 9.00 по местному времени звонить по погибшим на Востоке Украины бойцам ВСУ – этот колокол станет напоминать не только о потерях по ту сторону линии фронта. Он будет звонить по каждому из нас. Об этом стоит подумать тем, кто мнит вопрос своей субъектности в политике решённым за счёт соседей, между которыми им сеется вражда и неприязнь.