Трёхдневное заседание Константинопольского Синода, завершившееся в четверг, ознаменовалось решениями, которые ведут к углублению внутреннего конфликта в православном мире. С его санкции снимается анафема с глав неканонических церквей Украины Филарета и Макария, что должно создать условия для объединения всех православных приходов страны и получения ими статуса автокефалии. Кроме того, Константинополем в одностороннем порядке отменены решения 1686 года о включении Киевской митрополии в состав Московского патриархата и возобновляется прерванное на несколько столетий прямое представительство в Киеве.
Представители Украинской и Русской православных церквей оценили эти решения как абсолютно неканоничные, ведущие к легализации и усугублению раскола в православии. Архиепископ Климент (УПЦ) заявил о необходимости анафемы самому патриарху Варфоломею. Прес-секретарь патриарха Кирилла отметил, что Константинопольский патриархат переходит красную черту.
Церковный вопрос в Украине стал предметом внутреннего конфликта РПЦ с 1992 года, когда Филарет, не удовлетворённый решением Архиерейского собора о сохранении Украинской церкви в составе РПЦ, был смещён с должности предстоятеля. Клятвенно пообещав подчиниться этому решению, он не сдержал своего слова и развернул бурную деятельность за получение автокефалии. В феврале 1997 года он решением Архиерейского собора РПЦ был отлучён от церкви и предан анафеме. Ему была вменена в вину раскольническая деятельность и предъявлены претензии, уличившие его в поступках, не совместимых со статусом архипастыря и монаха.
Последние решения Константинопольского Синода вступили в конфронтацию с каноническим порядком, установленным для снятия анафемы с опального иерарха. Окружение Варфоломея упрекает РПЦ в политизации решений по Филарету, но у Русской церкви есть встречные претензии. Её представители отмечают, что деятельность Варфоломея всё больше напоминает авторитаризм, присущий Западной церкви, и свидетельствует о попадании его в зависимость от политики США. По этой причине Константинопольский патриархат стал источником раскола мирового православия, а у РПЦ не остается иного выхода, кроме разрыва с ним.