18+

| | Исследование Вселенной: Самые крупные космические катастрофы

Исследование Вселенной: Самые крупные космические катастрофы

Пт, 4 ноября 2016 12:53:48

Космические исследования – это не всегда только лишь открытия, разбивание человеческих рамок и исследование безграничной Вселенной. Это высокотехнологичные аппараты, которые не всегда могут быть исправными, что и может стать причиной трагедии. О наиболее громких инцидентах в истории человечества мы вам сегодня и расскажем.

 

Шаттл «Челленджер»

 

Исследование Вселенной: Самые крупные космические катастрофы

 

 

В середине 80-х годов программа «Спейс-Шаттл» находилась в позиции небывалого взлета. Успешные миссии происходили, буквально, одна за другой, а частота запуска аппаратов осуществлялась так часто, что перерывы между ними не всегда достигали даже 20 дней. Если же говорить о «Челленджере», то эта миссия была несколько необычной, ведь, помимо астронавтов, на корабле была также присутствовала школьная учительница Криста МакОлифф, которая должна была стать воплощением программы «Учитель в космосе» и провести в таком положении пару уроков. Поэтому неудивительно, что за трансляцией запуска шаттла по телевидению наблюдало огромное количество людей – почти 20% населения всей Америки. Солнечным утром 28 января 1986 года шаттл взмыл в небо под восторженные возгласы публики, но взорвался через 74 секунды. Астронавты смогли пережить взрыв, но погибли после того, как на скорости в 330 километров в час кабина ударилась об воду. Один из самых драматичных репортажей в истории телевидения запечатлел лица всех родственников семи погибших членов экипажа, которые находились вместе с остальными зрителями во время запуска. Сразу же после этого был наложен полный запрет на какое-либо использование шаттлов сроком на 32 месяца. После этого инцидента технологию твердотопливных ускорителей полностью переработали, а в шаттлы добавили систему парашютного катапультирования.

 

«Апполон-1»

 

Исследование Вселенной: Самые крупные космические катастрофы

 

Когда разгорелась лунная гонка между СССР и Америкой, то главным приоритетом для вторых стала, как раз-таки скорость. Американцы прекрасно знали, что «советы» также стоят лунный челнок, потому они крайне торопились реализовать свою программу, но, к несчастью, данная спешка привела к одной из наиболее громких трагедий. Когда в 1966 году были крайне успешно проведены пробные пуски беспилотных «Апполонов-1», то к концу февраля того же года планировалось совершить запуск уже с пилотом на борту. Для начала тренировок экипажа была доставлена версия командного модуля. Проблемы, однако, начались с самого начала, ведь модуль был серьезно недоработан, потому необходимые изменения инженеры делали уже на месте. 27 января, примерно в 13:00, Эдвард Уайт, Роджер Чайффи и Верджил Гриссом вошли в модуль. Вместо воздуха в кабину закачали чистый кислород после чего и началась тренировка. Проходила данная симуляция при постоянных неполадках, среди которых отключенная аппаратура и многое другое. Гриссом в определенный момент заявил, что слышит странный запах в кабине. Осуществляя проверку, датчики показали, что имеет место быть скачок напряжения, который был спровоцирован коротким замыканием. Через несколько секунд Эдвард Уайт уже разрывал динамики криком о том, что у них в модуле пожар. Подоспевшие на помощь люди не успели сделать ничего, ведь весь экипаж «Апполон-1» сгорел заживо.

 

Шаттл «Колумбия»

 

Исследование Вселенной: Самые крупные космические катастрофы

 

 

Утром 1 февраля 2003 года экипаж шаттла «Колумбия» возвращался на Землю после успешной космической миссии. Изначально вхождение в атмосферу происходило в штатном режиме, но вскоре датчик температуры на левой плоскости аппаратного крыла передал на Землю, в Центр управления полетами крайне аномальные показатели. Следом за этим четыре датчика системы гидравлики зашкалили более чем за минимальную отметку, а через 5 минут связь с кораблем и вовсе пропала. Пока работники Центра спорили между собой, что же случилось с датчиками, один из телеканалов в прямом эфире показал объятый пламенем шаттл, который в воздухе разваливается на части. Экипаж из 7 человек в тот день погиб. Данная трагедия настолько сильно ударила по престижу американской космонавтики, что на полеты шаттлов тут же наложили запрет, а тогдашний президент Джордж Буш и вовсе через некоторое время заявил, что в технологическом планет «Спейс Шаттл» уже полностью устарела, потому будет закрыта.

 

Союз-1

 

Исследование Вселенной: Самые крупные космические катастрофы

 

 

23 апреля 1967 года предполагалось, что состоится первое в истории испытание пилотируемого корабля, являющегося частью серии «Союз». СССР в те годы хотел наверстать сильное отставание от США, ведь по другую сторону Атлантического океана каждый месяц отчитывались все о новых рекордах. Несмотря на то, что конструкция аппарата была фатально недоработана, космическая отрасль СССР распорядилась относительно того, чтобы провести в обозначенный день испытания. На орбиту Земли «Союз-1» за штурвалом которого был пилот Владимир Комаров вышел в назначенный срок. Предполагалась стыковка в космическом пространстве с другим кораблем – «Союз-2», который должен был быть запущен с экипажем из 3 человек чуть позже. Однако у «Союза-1» не раскрылась одна из солнечных батарей, потому экипаж второго корабля не полетел. Руководство приказало Комарову немедленно возвращаться на Землю, что он вынужден был делать практически вручную из-за недостаточной проработки ориентационных возможностей своего корабля. Только высокий профессионализм пилота сделал процесс вхождения в атмосферу нормальным, но уже на последней стадии приземления основной тормозной парашют отказался раскрываться, а запасной раскрылся, но спутался, потому корабль вскоре врезался на сумасшедшей скорости более чем в 50 м/с. Комаров данного падения не пережил. После этого выполнение программы было отложено более чем на 18 месяцев, а система торможения дорабатывалась и тестировалась более тщательно.

 

Союз-11

 

Исследование Вселенной: Самые крупные космические катастрофы

 

Миссия экипажа «Союз-11» заключалась в процессе стыковки с орбитальной станцией «Салют-1», а также последующих работах на ее борту. Несмотря на ряд определенных трудностей, экипаж смог проработать на станции более чем 11 дней. Потом было зафиксировано критическое возгорание, потому экипажу приказали вернуться на Землю. Вхождение в атмосферу, торможение и последующее приземление – все это, по крайней мере внешне, проходило в штатном режиме, но на вопросы ЦУПа космонавты по какой-то причине не отвечали. Когда люк аппарата открыли, то увидели, что все члены экипажа мертвы. Вскоре удалось выяснить, что причиной этого стала декомпрессионная болезнь. На большой высоте произошла разгерметизация корабля, потому давление понизилось до недопустимого для человека уровня. Невыносимая боль стала причиной, по которой космонавты не смогли исправить неполадку, но эксперты уверены, что этого бы у них не получилось в любом случае. После этой трагедии пилоты «Союза» стали в обязательном порядке получать скафандры. Именно поэтому пришлось запускать экипажи по два человека вместо трех, так как обмундирование занимало немало место, а кабины «Союзов» отличала теснота. Со временем конструкция «Союза» была усовершенствована, потому летают там вновь тройками.

 

Все перечисленное выше – это те катастрофы, относящиеся непосредственно к полетам самих космонавтов, но есть еще один тип трагических историй, о котором мы бы хотели сегодня рассказать. О них вспоминают, в основном, реже, но, на самом деле, эти инциденты становились причиной не 2-3, а десятков и сотен человеческих жертв. Речь пойдет об аварийных запусках ракет. С определенными оговорками, как нам кажется, это также можно отнести к космическим катастрофам.

 

Инцидент на Байконуре

 

 

Лишь за полгода до легендарного полета Гагарина на Байконуре была зафиксирована трагедия настолько ужасная, что до 1989 года все данные о ней были засекречены, несмотря на колоссальное количество жертв (до 130). Мир же смог узнать о произошедшем незадолго до распада Союза. Обострение международных отношений из-за «Берлинского кризиса» стало причиной того, что в 1959 Хрущев распорядился об ускорении разработки межконтинентальных баллистических ракет. На 24 октября 1960 года было назначено тестирование, а в качестве плацдарма выбран Плесецк. Ракета Р-16, по заверению многих, требовала массы доработок, потому споры о возможном переносе шли до последнего. Руководители и инженеры расположились всего в 17 метрах от ракеты, давая пример того, что бояться запуска остальным работникам Байконура точно не стоит. Объявили 30-минутную готовность, но внезапно произошел внештатный запуск второй ступени ракеты, что привело к прорыву пиромембран топливных баков. Следом за этим начался лавинообразный пожар. Очевидцы утверждают, что видели десятки горящих людей, которые с криками бежали от ракеты. Аварийно-спасательные работы начались лишь через два часа после того, как утихло пламя.

 

Пожар в ракетной шахте Серси

 

8 августа 1965 года случилась одна из наиболее страшных трагедий в истории пусков США. Около поселения Серси проводились работы по программе модернизации Project Yard Fence. При модернизации 7-этажной шахты было решено оставить межконтинентальную ракету LGM-25C Titan-2 внутри, но в целях безопасности, боеголовку с нее сняли. Причиной же трагедии стала обычная неосторожность рабочих. Один из них резаком задел гидравлический шланг, что привело к тому, что из него начала вытекать горючая жидкость. Пары начали распространяться по шахте, а те, кто это почувствовал роем кинулись к верхним этажам, где и находился выход. Впоследствии произошло стихийное возгорание, что стало причиной смерти более чем 55 рабочих. Лишь двоим из них удалось покинуть шахту и спастись. Ракета, при этом, не взорвалась, но работа самой шахты была восстановлена лишь спустя 13 месяцев.

 

Катастрофа на космодроме Плесецк

 

18 марта 1980 года на космодроме «Плесецк» проводились подготовительные работы относительно ракеты «Восток», на борту которой находился спутник-шпион «Икар». Проводилась последовательная заправка различным топливом – керосином, жидким кислородом и азотом. На последнем же этапе заправку осуществляли перекисью водорода. Именно на этом этапе и произошло возгорание. Детонировало, по различных данным, около 300 тонн топлива. Начался сильнейший пожар, который на месте убил более 44 человек. Еще четверо скончались несколько позже от ожогов. Проверочная комиссия впоследствии обвинила во всем халатность боевого расчета, что был ответственным за запуск. Лишь через 16 лет было проведено независимое расследование, в ходе которого удалось выяснить, что причиной трагедии является применение опасных материалов в конструкции и топливных фильтров для перекиси водорода.



Николай Офицеров

Новости по теме

Человеческие микробы могут создать новую жизнь во Вселенной
Человеческие микробы могут создать новую жизнь во Вселенной

Уже сейчас известно, что условия жизни в космосе могут нанести ущерб человеческому организму, но ученые задаются вопросом, как может человеческое тело оставить

ВКС РФ: многие страны маскируют военные космические аппараты под экспериментальные
ВКС РФ: многие страны маскируют военные космические аппараты под экспериментальные

Начальник главного центра разведки космической обстановки РФ полковник Андрей Калюта заявил, что многие космические страны маскируют военные космические

Добавить комментарий

Имя:
Email:
Введите код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив