18+

| | В СССР 56 лет назад выпустили первую партию горбатых «Запорожцев»

В СССР 56 лет назад выпустили первую партию горбатых «Запорожцев»

Вт, 22 ноября 2016 00:01:20
В этот день в 1960-м году с конвейера на площадке Запорожского завода «Коммунар» была завершена сборка первой партии авто «Запорожец». В СССР модель ЗАЗ-965 стала «народным» транспортным средством, которое создавалось с использованием в качестве образца итальянского «FIAT 600».

В СССР 56 лет назад выпустили первую партию горбатых «Запорожцев»

 

Последний разрабатывался известным конструктором Данте Джакоза. В итоге переработанный транспорт, над которым работали конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей стал известен под прозвищем «горбатый». В целом модель оказалась достаточно экономичная, отличалась сносной проходимостью при довольно гладком днище, а также высокими показателями загрузки ведущих колес.

Все это на фоне небольшой массы самого авто привело к широкому распространению модели. Как следствие, первый «Запорожец» в год выпуска появления можно было приобрести за 16 тысяч дореформенных рублей СССР, а первая партия быстро была роздана тем, кто стоял в соответствующих очередях. Дефицит личного транспорта привел к тому, что большинство собственников решили не обращать большое внимание на существующие в конструкции авто недостатки.

Уже после проведения денежной реформы в 1961-м за каждый ЗАЗ-965 начали просить порядка 1,6 тысяч рублей, но довольно быстро его стоимость поднялась до 1,8 тысяч рублей. Стоит отметить, что достаточно быстро модель получила известность, ка неприхотливый транспорт, который достаточно легло отремонтировать после некоторого срока эксплуатации. Стоит отметить, что «запорожец» был достаточно хорошо известен не только в СССР, но и других государствах. Экспорт модели осуществлялся под титулом бренда «Yalta».

В СССР 56 лет назад выпустили первую партию горбатых «Запорожцев»

 

Другим лейблом, под которым осуществлялся экспорт был Eliette. Причиной ввода такого наименования стала непривычность для европейцев транслитерации слова «запорожец». Само слово в измененном виде было достаточно сложным для многих автолюбителей из-за рубежа. Стоит отметить, что обе измененные модели отличались более высокими ходовыми качествами в сравнении с отечественной версией транспортного средства.

В частности, ряд модификаций с приставкой Э (Элиетт) отличались от отечественных версий маркированных буквой А, более качественной шумоизоляцией, присутствием наружного зеркала для обеспечения заднего обзора, радиоприёмником, пепельницей, а также специальными декоративными накладками. Последние располагались на боковых поверхностях кузова и нижней кромке багажника. Авто экспортировались в Европу в количестве порядка 5 тысяч единиц ежегодно. Их реализация осуществлялась с привлечением в качестве посредника финской компании Konela, а также бельгийской Scaldia-Volga.

На территории стран Северной Америки до завершения семидесятых годов минувшего века практически половина всего объема реализации автомобилей приходилась на транспортные средства с двудверными кузовами. На территории Европы их популярность оставалась намного меньшей. Теме не менее, наибольшая доля продаж «Запорожца» приходилась именно на этот сегмент. Уже после того, как в начале и середине 1970-х годов началось массовое распространение моделей европейских производителей, «запорожец» полностью покинул этот рынок.

В СССР 56 лет назад выпустили первую партию горбатых «Запорожцев»

 

В целом, конвейерная судьба «Запорожца» мало отличается от истории большинства иных восточноевропейских моделей легкового транспорта, выпуск которого осуществлялся в шестидесятых годах минувшего века. Когда первое поколение ЗАЗ-965 еще было современным к моменту начал его производства прототип итальянской марки уже сняли с производства, что привело к восприятию советского авто, как модели с несколько устаревшими характеристиками.

В условиях кризиса экономики, который усугубился планомерной стагнацией в экономике СССР в течение 70-х и 80-х годов минувшего века, выпускалось на протяжении десятилетий без серьезных модернизаций, поскольку в то время его основные показатели оставались на уровне ниже среднего в сравнении с европейскими моделями того же года выпуска, спрос на продукцию ЗАЗ существенно упал. Конкуренты отличались гораздо более интересными для конечного потребителя параметрами, что привело к скачкообразному росту комплекса потребительских качеств новых моделей европейских производителей относительно старых заднемоторных модификаций, создававшихся на основе «классической» схемы моделей.

В СССР 56 лет назад выпустили первую партию горбатых «Запорожцев»

 

Стоит отметить, что на базе того же завода впоследствии был налажен выпуск так называемых инвалидок. Этот транспорт является модификацией ЗАЗ, у которой существенно изменены механизмы для управления. Они адаптировались для лиц, у которых были проблемы с контролем педалей скоростей из-за проблем со здоровьем. Выпуск «запорожца» проводился вплоть до 1962-го года. Впоследствии данная модель была модифицирована, а ее отдельные черты перешли в иные ряды транспортных средств. Отметим, что 19 сентября 2008-го ЗАЗ принял решение наладить выпуск модели 1103 «Славута», который является последним «потомком» ЗАЗ-965. Однако в скором времени его выпуск был прекращен по причине неудовлетворения экологическим требованиям ЕС.

Алексей Ефедоров

Новости по теме

На заводе «Чеченавто» осенью стартует выпуск первой партии Lada Granta
На заводе «Чеченавто» осенью стартует выпуск первой партии Lada Granta

Как информируют репрезентаторы автопредприятия «Чеченавто», сейчас на производственных мощностях завода в Чечне стартовал запуск производства новых седанов

В России создают новые «Запорожец» и ГАЗ-69
В России создают новые «Запорожец» и ГАЗ-69

В России возрождают ГАЗ-69 и «Запорожец». Новинки будут иметь современный дизайн, перекликающийся с советскими моделями, и надежную начинку, способную

Добавить комментарий

Имя:
Email:
Введите код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив