18+

| | Причины политической коррупции в России

Причины политической коррупции в России

Пн, 25 июля 2016 17:04:17

В России, в 1990-х годах, особенное распространение приобрели фаворитные группировки олигархов и бизнесменов, когда они группировались вокруг президента и губернаторов. Ход процессов приватизации в переходном периоде в Российской Федерации обусловил формирование правительством новых финансовых элит, которые тяготели к пребыванию в орбите президента как председатели исполнительной власти. В. Кулудон назвала такие группировки "политическими кланами", которые нечестно обходят демократический процесс и конкурируют с политическими партиями. Интересным является то, что "кланы" не формировались на основе политических партий, а даже иногда противостояли им, как, например, на президентских выборах в 1996 г.

Поскольку в России существует президентский режим, то Дума играет ограниченную роль в управлении государством и является преимущественно форумом политических партий. Однако правила финансирования последних являются сферой споров между президентом и парламентом. Например, президент Б. Ельцин вместо создания собственной партии всячески ослаблял и мельчил существующие партии, чтобы сделать Думу недейственной. Президент В. Путин избрал путь создания собственной пропрезидентской партии "Единая Россия", что обеспечило ему лоббирование необходимых решений в парламенте. Здесь можем проследить, как ослабление политических партий трансформировалось в парламентский лоббизм, который является неоднозначным явлением в разных правовых политических культурах. В России парламентский лоббизм не считается формой политической коррупции, однако стоит акцентировать внимание на наличии такого явления, что по стандартам развитых европейских государств без четко закрепленных в законодательстве правил является формой политической коррупции. Еще одним источником для политических манипуляций в России стало то, что в выборах могли участвовать не только партии, но и избирательные ассоциации и блоки. Нехватка стабильных развитых партийных структур замещалась финансовыми ресурсами, контролем над СМИ или административным аппаратом.

Важным является то, что первоочередным объектом финансовой государственной поддержки являются кандидаты, а не партии. Вследствие такого функционирования партийной модели в России можем наблюдать незначительное отличие между слабыми партиями и избирательными проектами, созданными под выборы. Политическая коррупция русской партийной модели в 1990-х годах была представлена в таких формах, как нарушение ограничения расходов на избирательную кампанию и процедуры покупки эфирного времени. Проблему "независимых расходов" фактически невозможно решить во время избирательных кампаний. Так, партии власти имели значительно больше эфирного времени и печатных публикаций, чем их соперники. Отсюда выплывает еще один тип политической коррупции, который существовал в России, - фаворитизм исполнительной власти (пропрезидентской), который негативно влиял как на избирательный процесс, так и на конституционный уклад. Характерным для русского политического спектра является и то, что рыночная ориентация и поддержка бизнес-кругов во время выборов оказались второстепенными факторами.


Причины политической коррупции в России


Причинами возникновения "правительственного фаворитизма" и "клиентелизма" в России были, во-первых, концентрация экономической власти в руках президента и правительства; во-вторых, своевольные и неурегулированные процессы приватизации и, как следствие, замедленность и затянутость процесса приватизации, чем воспользовались соответствующие элиты; в-третьих, получастный характер деятельности русских монопольных корпораций в сфере экспорта нефти и сырья; в-четвертых, отдельный тип банковской деятельности, связанный с работой федеральных бюджетных фондов; в-пятых, наличие олигархов, которые получили подавляющую часть своего состояния благодаря контактам с президентом и правительством (фактически та же система "круговой поруки" существовала в Украине во времена президента Л. Кучмы, когда финансовые элиты проявляли лояльность к президенту и правительству из-за страха потери влияния и материальных и нематериальных преимуществ); в-шестых, отсутствие независимых средств массовой информации - следствием такой ситуации стали злоупотребления во время избирательных кампаний, монополизация СМИ и персонализация всей русской политики, проникновение коррупции на все уровни власти.



Новости по теме

Пять непарламентских партий России хотят встретиться с Владимиром Путиным
Пять непарламентских партий России хотят встретиться с Владимиром Путиным

Не так давно пять непарламентских партий России создали Комитет общественной консолидации для того, чтобы выдвигать политически необходимые на их взгляд

Единая Россия стала во главе «Рейтинга политических партий»
Единая Россия стала во главе «Рейтинга политических партий»

Известно, что Единая Россия стала во главе «Рейтинга политических партий». Кроме того, в тройке лидеров оказались КПРФ и ЛДПР.

Добавить комментарий

Имя:
Email:
Введите код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив