18+

| | Как анализ страниц социальных сетей помогает оценивать платежеспособность заемщиков МФО

Как анализ страниц социальных сетей помогает оценивать платежеспособность заемщиков МФО

Чт, 21 июля 2016 17:53:09

Россияне все глубже погружаются в социальные сети. По данным ВЦИОМ больше половины населения страны хотя бы раз заходило в вКонтакте, а более 40% - в Одноклассники. И это не говоря уже о менее популярных социальных сетях. Так что профиль страницы в ВК или одноклассниках сейчас может сказать о человеке больше чем его паспорт или кредитная история.

Это хорошо понимают микрофинансовые организации, которые начинают анализировать страницы заемщиков для определения их платежеспособности. Главный редактор портала ТопЗаймов.рф рассказала об особенностях, эффективности этой процедуры и о том, какое будущее ждет анализ профилей клиентов МФО в соцсетях.

В крупных компаниях используются специальные скоринговые системы, которые автоматически проверяют данные заемщика из социальных сетей. В более мелких компаниях сотрудники могут делать это в ручном режиме. Но, параметры, на которые они обращают внимание остаются неизменными.

Наличие и заполненность страницы в социальных сетях

Если человек вообще не имеет страницы в соцсети в наше время, чаще всего это указывает на то, что у него очень небольшой круг общения или есть что скрывать.  Шансы таких людей получить займ в МФО очень невелики. Также вызывает подозрение незаполненность профиля.

Неправдивая информация на странице

Если человека, который обращается в челябинское МФО, зовут Наполеон, а его местом проживания, по данным со страницы в соцсети, является Сан-Франциско, его шансы на получение займа резко снижаются. В микрофинансовой организации не оценят подобный юмор и могут посчитать такого клиента не заслуживающим доверия.

Участие в группах

Эта информация также может очень много сказать о человеке. Существует ряд категорий групп, которые считаются "негативными”: "Антиколлектор”, "Быстрые деньги”, "Сетевой маркетинг”. Если потенциальный заемщик является их участником, скорее всего у него бедственное финансовое положение и вероятность того, что он отдаст займ, невелика.

 

По данным НБКИ у заемщиков, не являющихся участниками "негативных” групп, показатель дефолтности составляет 7,4%. У заемщиков, которые являются участниками одного из таких сообществ этот показатель составляет 14,2%. У людей, который подписаны на два "негативных” сообщества показатель дефолтности превышает 19%.  

 Комментарии в социальных сетях

Это не менее важный параметр, который также тщательно анализируется. По комментариям человека к чужим постам можно понять уровень его образованности, психологический портрет, особенности поведения в тех или иных ситуациях.

Наличие фотографий

НБКИ провело анализ взаимосвязи этого параметра и уровня дефолтности заемщика. Оказалось, что у людей, которые выкладывают в социальные сети свои фото из путешествий уровень дефолтности составляет 2,8%, у заемщиков, которые не делают этого – 7,6%.

 

Такая взаимосвязь вполне объяснима. Если человек может позволить себе путешествовать – значит у него есть на это деньги. Если выкладывает фото из поездок – значит ему нечего скрывать.

Эффективность анализа данных в социальных сетях

Главная проблема, с которой сталкиваются МФО – огромное количество профилей с неправдивой информацией. Если имя и фамилию еще можно сверить благодаря паспорту, который заемщик предоставляет в микрофинансовую организацию при подаче заявки, то проверить достоверность сведений о месте проживания, братьях, сестрах, месте работы можно только по ряду косвенных признаков.

Именно поэтому многие компании пока не спешат использовать данные социальных сетей для оценки платежеспособности заемщиков или используют их лишь в качестве дополнительного источника информации. К примеру, компания "СрочноДеньги” тестировала систему оценки профилей клиентов в соцсетях, но вскоре отказалась от нее из-за большого количества фейковых аккаунтов. А компания "МигКредит”, по словам ее директора по рискам Андрея Быкова, пока использует анализ данных из социальных сетей как способ узнать о ритме жизни, интересах, окружении заемщика. Но эта информация не имеет существенного влияния на его скоринговый бал. 

Не слишком высокая эффективность анализа профилей заемщиков в социальных сетях подтверждается и статистикой НБКИ.  По данным этого кредитного бюро, после того как скоринговая система начинает учитывать данные соцсетей ее эффективность повышается всего лишь на 5-10%.

Есть ли будущее у анализа данных заемщиков в соцсетях. Мнение портала ТопЗаймов.рф

Количество фейковых аккаунтов в социальных сетях постепенно уменьшается. Социальные сети наконец-то осознали вред этого явления и постепенно усовершенствуют алгоритмы поиска страниц с неправдивыми данными. Постепенно к этому процессу подключается и государство. Роскомнадзор неоднократно заявлял о планах по борьбе с фейковыми аккаунтами. Правда, дальше громких заявлений дело не дошло. Но, сама тенденция не может не радовать.

Да и сами россияне постепенно перестают бояться публиковать в интернете реальную информацию о себе, а многие компании уже даже не нанимают людей без правдивых страниц в соцсетях. Так что с каждым годом эффективность анализа данных в соцсетях будет только возрастать, а значит все больше МФО будут использовать этот метод при скоринге заемщиков. 

По материалам портала https://топзаймов.рф



Новости по теме

В Ростове-на-Дону при приеме на работу проверяют страницы в соцсетях
В Ростове-на-Дону при приеме на работу проверяют страницы в соцсетях

Светлана Горобец, глава кадровой службы одной из крупных компаний в Ростове-на-Дону, рассказала, что при приеме на работу они в обязательном порядке проверяют

Пользователи соцсетей из России генерируют около 30 млн постов в день
Пользователи соцсетей из России генерируют около 30 млн постов в день

После проведения сравнений активности россиян в социальных сетях была выявлена тройка лидеров. Анализ активности провел представитель "ВКонтакте".

Добавить комментарий

Имя:
Email:
Введите код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив