18+

| | «Хьюстон, у нас проблемы»: Трагическая история «Аполлон-13»

«Хьюстон, у нас проблемы»: Трагическая история «Аполлон-13»

Пн, 11 апреля 2016 14:19:44
Миссия на Луну астронавтов NASA на борту пилотируемого корабля «Аполлон-13» вошла в историю как самая трагическая страница освоения космоса. Спустя четверть века история астронавтов Ловелла Джеймса Артура, Суайгерта Джона Леонарда и Хейза Фреда Уоллеса покрылась очередным флером трагедии и романтики после выхода на экраны фильма режиссера Рона Ховарда «Аполлон-13». Однако, несмотря на всю трагическую сущность полета, космонавтам удалось осуществить рекордный полет по расстоянию удаления от Земли (401 056 км) и незапланировано провели исследования толщины лунной коры.
 

«Хьюстон, у нас проблемы»: Трагическая история «Аполлон-13»

 

 

Подготовка к полету и устройство корабля

После удачного полета Юрия Гагарина в космос президент США Джон Кеннеди поставил перед американской космонавтикой задачу первыми приземлиться на Луне. 20 июля 1969 года задача была выполнена Нилом Армстронгом и Эдвином Олдрином на корабле «Аполлон-11». После удачной посадки и возвращения на Землю экипажа «Аполлона-11» было принято решение продолжить исследование спутника. Экипаж следующего аппарата программы в ноябре 1969 года собрал грунт с поверхности Луны, произвел фотографирование спутника и установил научные приборы. Принимая во внимание предыдущие положительные опыты по исследованию Луны следующая миссия была намечена на 11 апреля.
 

«Хьюстон, у нас проблемы»: Трагическая история «Аполлон-13»

 

Пилотируемый космический корабль «Аполлон» был впервые запущен в 1968 году. Аппарат рассчитан на транспортировку трех человек и состоял из трех отсеков: командного, служебного и лунного модуля. Вес корабля составлял около 50 тысяч тонн, высотой 15 метров и диаметром 4 метра. По количеству провизии и запаса кислорода «Аполлон» мог находиться в автономном полете до 14 суток.
 
Во время полета члены экипажа находились в командном отсеке, где расположены все необходимые для управления корабля оборудование. По замыслу конструкторов, астронавты именно в командном отсеке приземлялись бы на Землю при помощи парашюта. Лунный модуль предназначался для подлета и пребывания на спутнике и был рассчитан на двоих человек.
 

«Хьюстон, у нас проблемы»: Трагическая история «Аполлон-13»

 

Изначально для полета на «Аполлон-13» готовилась команда в составе Алана Шепарда, Стюарта Руса и Эдгара Митчела, но незадолго до старта капитан Шепард заболел и право полета перешло команде Ловелла Джеймса Артура, Суайгерта Джона Леонарда и Хейза Фреда Уоллеса. Команда Шепарда отправилась на Луну на следующем «Аполлоне», и вряд ли они жалели, что их полет был перенесен на год, учитывая обстоятельства тринадцатого полета лунной программы.

 

Первые часы полета и первая авария
 
Космический аппарат «Аполлон-13» стартовал 11 апреля 1970 года в 13:13 по местному времени с космодрома космического центра Кеннеди на мысе Канаверал. Через 5 минут 27 секунд после начала полета на 2 минуты 12 секунд раньше запланированного времени центральный двигатель второй ступени отказал. Полет решили продолжить несмотря на нештатную ситуацию, а недостающую энергию из-за отказа одного из двигателей компенсировали продолжением работы оставшихся четырех.
 
Отказ двигателя привел к тому, что высота орбиты полета оказалась на 17,7 км ниже запланированной, а скорость упала на 68 м/с от расчетной. За время полета разницу в скорости удалось нивелировать до отставания в 0,4 м/с за счет увеличения на 9 секунд времени работы третьей ступени. После этого следующие двое суток полет проходил в штатном режиме.
 

«Хьюстон, у нас проблемы»: Трагическая история «Аполлон-13»

 
Авария

13 апреля во время телевизионного репортажа с космоса, после преодоления 330 тысяч километров, в резервуарах с кислородом и водородом стал повышаться уровень кислорода. Чтобы этого не произошло, астронавты должны время от времени проводить криогенное перемешивание газов. По окончания репортажа, в котором капитан Ловелл показывал зрителям быт и обстановку на космическом корабле, Джон Суайгерт отправился провести необходимые процедуры с газовыми резервуарами. При процедуре криогенного смешивания в служебном модуле произошел взрыв из-за чего вышли из строя две из трех батарей топливных элементов, обеспечивающие электричеством командный отсек и одной из двух шин, которые питали командный отсек. Автоматика переключилась на резервное питание, но резерва хватало лишь на 15 минут. После взрыва из отсека двигателей начал просачиваться газ. Экипаж немедленно сообщил о случившемся центр полетов в Хьюстоне. Именно тогда капитан корабля сказал фразу, которая вынесена в заголовок и вошла в анналы истории: «Houston, We've Got a Problem» («Хьюстон, у нас проблема»).
 

«Хьюстон, у нас проблемы»: Трагическая история «Аполлон-13»

 

Последствия взрыва однозначно указывали на отказ от дальнейшего продолжения полета и высадки на Луну. С Земли экипажу приказали перекрыть двое из трех топливных элементов, что по задумке должно было обеспечить утечку кислорода из двух баллонов. Однако действия привели к противоположному итогу и два кислородных баллона быстро оказались пустыми. Астронавтов ожидала смерть от отсутствия кислорода.
 
В Хьюстоне было принято решение эвакуировать команду из командного отсека в лунный и использовать последний для спасения экипажа. Интересно, что вариант спасения астронавтов с помощью лунного модуля должны были отработать во время предполетной подготовки, но от него отказались, поскольку в Хьюстоне посчитали, что такой вариант развития событий маловероятен.
 

«Хьюстон, у нас проблемы»: Трагическая история «Аполлон-13»

 

Спасение экипажа

Сразу после получения сигнала об аварии в Хьюстоне стали прорабатывать пути возвращения астронавтов на Землю. Оперативный штаб подготовил пять вариантов спасения жизней членов экипажа. Первый вариант предполагал запуск двигателя в служебном модуле и возвращения на Землю без облета Луны. Такой сценарий значительно (на двое суток) сокращал время полета, но жизни астронавтов были под угрозой из-за того, что тепловая защита могла не выдержать высокой скорости. Согласно второму варианту, экипаж спасался бы на лунном модуле также без облета естественного спутника. Такой сценарий отбросили из-за той-же высокой температуры на высокой скорости и недостатка топлива в двигателе. Третий и четвертый варианты предполагали облет Луны при однократном или двукратном включении двигателя посадочной ступени. Выбор специалистов остановился на варианте облета Луны при двукратном включении двигателя посадочной ступени. Во время первого включения была откорректирована траектория полета, а второе включение увеличивало скорость корабля. За время облета вокруг Луны Земля делала оборот. Посадка «Аполлона-13» была предусмотрена в Тихом океане.
 
14 апреля в 08:42 экипаж перешел в лунный модуль и включил двигатель для коррекции траектории. Операция прошла удачно, однако место приземления могло измениться и было принято решение в качестве резервного места посадки использовать Индийский океан в районе Мадагаскара. К счастью, резервное место посадки не понадобилось и капсула с астронавтами позже приземлилась в Тихом океане, где их ждали пять кораблей и 47 самолетов.
 

 

В 18:15 лунный модуль скрылся за Луной и связь с экипажем прервалась. Астронавты не теряли зря времени и сделали несколько фотоснимков обратной стороны спутника Земли. И это несмотря на то, что кислород в капсуле постепенно заканчивался, а содержание углекислого газа превысило отметку 13%. Дело в том, что запасы кислорода в капсуле были рассчитаны на пребывание в ней двух человек двое суток. Естественно, что команда израсходовала кислород несколько раньше. Выход из ситуации был найден. Астронавтам предложили использовать лунный скафандр и несколько переделать его.
 
Кроме того, заканчивающаяся электроэнергия могла привести к нарушению температурного режима. Постепенно температура начала падать с 11 градусов. Из-за этого в кабине появился конденсат и сырость. Из-за того, что в места в модуле было мало, астронавты не могли двигаться и медленно замерзали. К тому же, во время переноса воды и пищи Фред Хейз плеснул воду на свои ботинки, и они промокли. Переобуться было не во что и оставшееся время полета Хейз провел в мокрой обуви. При подлете модуля к Земле ряд стран мира, в том числе СССР, Великобритания и Франция, отказались от использования радиопереговоров, чтобы спасательные группы могли как можно быстрее отыскать команду.
 

«Хьюстон, у нас проблемы»: Трагическая история «Аполлон-13»

 

Приводнение

17 апреля в 17:53 лунный модуль вошел в атмосферу Земли, а спустя 14 минут приводнился в Тихом океане недалеко от военного корабля «Иводзима». Военные спасли всех членов экипажа и доставили самолетом на Гавайские острова. Через время астронавтов и членов наземной команды наградили наградой «Медалью свободы» - высшей американской гражданской награды.


Сергей Сидорин

Новости по теме

YouTube: Опубликовано видео высадки космонавтов на Луну
YouTube: Опубликовано видео высадки космонавтов на Луну

На популярном видеохостнге YouTube было опубликовано интересное видео, которое показывает историю высадки космонавтов на Луну. Кипп Тиг, сотрудник колледжа в

Американец выложил в интернет более 8 тысяч снимков лунной экспедиции NASA
Американец выложил в интернет более 8 тысяч снимков лунной экспедиции NASA

В интернете появилось более 8 тысяч фотографий, сделанных во время легендарной экспедиции американцев на Луну в рамках программы "Аполлон". Отсканированные

Добавить комментарий

Имя:
Email:
Введите код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив