18+

| | Великобритания продвигает свои интересы через российские каналы «Дождь» и РБК

Великобритания продвигает свои интересы через российские каналы «Дождь» и РБК

Чт, 13 августа 2015 10:28:42

Великобритания продвигает свои интересы через российские каналы «Дождь» и РБККомитета по иностранным делам палаты общин Великобритании провел собственное расследование, в отчете которого было указано, что такие российские телеканалы, как РБК-ТВ и «Дождь», доносят до своих телезрителей выгодную для Британского МИД информацию, так эти каналы ведут тесное сотрудничество с компанией ВВС. Авторы данного документа утверждают, что тактика «мягкой силы» не имеет должной эффективности, поэтому для продвижения интересов Великобритании следует сделать акцент на грантах МИД, нацеленных на финансирование вещания за рубежом. Представители двух российских каналов в свою очередь уверяют, что речь идет о безвозмездном сотрудничестве, хотя многие эксперты подвергают данный факт сомнению, отмечая, что вероятнее всего у сотрудничества ВВС с РБК-ТВ и телеканалом «Дождь» имеется финансовая основа. Эксперты уверены: используемая английскими властями «мягкая сила» — это продвижение национальных интересов под видом образовательного, культурного сотрудничества.

Выбор очевиден

Как было указано в отчете комитета по иностранным делам палаты общин Великобритании, BBC активно работает над усилием своих позиций, так, к примеру, в последнее время компания предлагает своим зрителем самый различный контент, чтобы повысить заинтересованность. В тексте документа также было указано, что компания BBC активно пользуется стратегией увеличения доступа к контенту, причем не только на платформе ТВ, но и на других. Компания, можно сказать, подстраивается под своих зрителей, тем самым предоставляя им именно то, что они хотят. Именно поэтому их контент всегда на пике актуальности у отдельных зрителей. Кроме того, BBC сделала не малые инвестиции в различные ТВ-проекты по всему миру, что опять же принесло своим плоды.

Основными площадками продвижения ВВС на сегодняшний день являются российские телеканалы Дождь» и РБК-ТВ.

Контент BBC был размещен в 10-минутных новостях в программе 24-часового вещания «Дождя».

Главный редактор телеканала «Дождь» Михаил Зыгарь отметил, что журналисты BBC сами определяют темы, которые будут освещены в эфире российского телеканала.

— BBC тематику выпусков определяют сами. С нашей стороны есть только одно условие — никто из наших партнеров не может нарушать закон, и мы за этим строго следим. Даже если они в другой стране, они должны выполнять все условия российского законодательства, — сказал он.

В отчете финансовой деятельности BBC за период 2013-2014 года фигурируют представители телеканала РБК, примечательно, что именно в этом периоде британский "заказчик" получил неплохой прирост аудитории за счет других телевизионных служб, неанглийских.

По данным отчета BBC, «российское телевизионное вещание и два партнерских канала — «Дождь» и РБК — функционируют хорошо и еженедельно достигают аудитории в 3,2 млн зрителей». В свою очередь, «BBC Russia TV высоко ценятся своей аудиторией за то, что сюжеты актуальны и достоверны и остаются беспристрастными и объективными».

Заместитель главного редактора РБК-ТВ Алексей Зуйченко не стал говорить о подробностях взаимоотношений с BBC, поскольку это «коммерческие условия».

— Мы заказываем какие-то материалы у них или просто пытаемся выяснить британскую точку зрения по какому-то вопросу, обозреватели на несколько минут включаются и излагают ее, — сказал Зуйченко.

Источник, близкий к руководству РБК, рассказал, что телеканал не получает денег от BBC за размещение британского контента.

— Это средство «халявного» заполнения эфира: у журналистов BBC очень хороший уровень подготовки, они готовы рассуждать на разные темы достаточно вменяемо и при этом совершенно не берут денег за то, что выступают в нашем эфире. Поскольку телеканал РБК не самый богатый, это выгодно — мы получаем качественный эфирный продукт, не тратя ни копейки денег. Мы не платим даже за спутник, передачу сигнала, студию, оборудование и пр. То есть финансовых взаимоотношений нет. Для них это выгодно с точки зрения имиджа — то, что они представляют свое мнение по всему миру, — говорит собеседник.

В пресс-службе BBC World Service отметили, что компания сотрудничает с медиа партнерами со всего мира, в том числе с ТК "Дождь" и РБК.

- Партнерские станции выпускают наши новостные программы, - сказали в пресс-службе. - В 2014 году модель финансирования BBC World Service изменилась – раньше компания получала гранты от МИД Великобритании – сейчас же существует за счет лицензионного сбора (налоги граждан Великобритании. Прим. «Известий»).

Участники рынка сомневаются, что «Дождь» и РБК-ТВ работают бесплатно.

— Иностранные компании получают из бюджета деньги именно на финансирование таких вот оппозиционных проектов. Как они проводят их — уже другой вопрос, но уверен, что финансирование идет, и неплохое. Ежегодно правительства США и Великобритании тратят на продвижение своей идеологии в России сотни миллионов долларов, — говорит один из топ-менеджеров федерального телеканала. — Для них это важно. Почти так же, как и обезопасить информационное пространство у себя на родине. Неудивительно, что у RT довольно часто возникают проблемы в Англии из-за претензий местного регулятора. Это всё звенья одной цепи.

В разговоре с «Известиями» источник на РБК подтвердил, что журналисты BBC часто отказываются комментировать неприятные для них темы.

— Это касается, например, скандалов со снятыми журналистскими материалами с BBC, в том числе пророссийского содержания. Когда возникают такие конфликты, сотрудники британской компании отказываются говорить об этом, что разочаровывает. Все эти разговоры про их так называемые свободные правила — это полная ерунда, — добавил собеседник.

По мнению экспертов, выбор ВВС телеканалов для продвижения «своей картинки» очевиден.

— Главная цель ТК «Дождь» — дестабилизация ситуации в стране. Компания обратилась к зарубежным спонсорам, которые в этом заинтересованы, — комментирует доклад профессор Финансового университета при правительстве РФ политолог Александр Шатилов.

Сотрудничество не закончилось

Примечательно, что BBC до сих пор ведет активную партнерскую деятельность с РБК, доказательством этого является тот факт, что на российском телеканале два раза в неделю появляется обозреватель русской службы BBC в Лондоне, которые оценивает те или иные события, произошедшие за последнее время, все это в рамках телепрограммы «Сегодня. Главное». Например, для обсуждения выдвигались такие темы, как визит Керри в Россию, телефонные переговоры Путина и британского премьера Кэмерона, интервью BBC президента Украины Петра Порошенко.

Кроме того, что касается телеканала «Дождь», в его эфире ежедневно присутствует программа «BBC на «Дожде», в рамках которой предлагается «чисто английский взгляд» на события, которые происходят в России, или как-то связаны с ней, а также на другие репортажи корреспондентов BBC. Это новостные выпуски из студии «Дождя», но с репортажами от обозревателей BBC. К примеру, совсем недавно, 10 августа, для обсуждения выдвигалась очень «острая» тема — «хотят ли русские войны». При этом было отмечено, что Россия вполне может завязать войну с Украиной, в том случае, если Киев решится на наступательные действия в Донбассе, автором этих слов стал отставной российский генерал. Кроме того, поднимался вопрос и того, каким образом британские власти ведут борьбу с нелегальной миграцией, а также как решается вопрос «беспокойных» авиапассажиров.

«Мягкая сила» Британского совета

Международная организация, призванная развивать сотрудничество в области образования, культуры и искусства между Великобританией и другими странами, является также важным политическим инструментом. В отчетности комитета по иностранным делам палаты общин Великобритании отмечается, что культурные и образовательные цели для Британского совета — главные. Но совет является также важным «инструментом публичной дипломатии Великобритании и «мягкой силы»». Великобритания в настоящее время «хорошо работает в глобальной конкуренции «мягкой силы» и параллельно наращивает свое влияние и конкурирующие силы».

— Все международные организации гуманитарного профиля в основном являются структурами двойного назначения, — отметил в разговоре с «Известиями» Александр Шатилов. — С одной стороны, у таких организаций есть заявленные позитивные цели — просвещение, прогресс и т.д., но с другой — на самом деле они являются проводниками государств, которые их финансируют, в частности это касается Британского совета.

Эксперт пояснил, что «мягкая сила» — это продвижение национальных интересов под видом образовательного, культурного, неполитического сотрудничества.

— Происходит это через выдачу грантов НКО, организацию стажировок оппозиционерам и т.д., — говорит Шатилов. — Сейчас Британский совет, чтобы не навлечь санкций со стороны России, ведет «тихую» работу, но это не исключает того, что организацией ведется работа по дестабилизации ситуации в стране.

В Британском совете по всему миру работают более 7 тыс. штатных сотрудников, офисы организации есть в 110 странах мира. В России совет действует более 20 лет. Действует только в Москве, в остальных городах — Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и т.д.— центры были закрыты ранее.

В МИД Великобритании не предоставили комментариев «Известиям».

Согласно базе данных СПАРК, в 2012 и 2013 годах телеканал «Дождь» ушел в минус — чистый убыток составил около 124 млн и 114 млн соответственно. Годовые отчеты компании в открытом доступе не размещены. Как писали «Известия», «Дождь» за 2 года получил более 30 млн рублей от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Согласно данным Роспечати, «Дождь» в 2011 и 2012 годах получал средства на производство цикла роликов социальной рекламы «Все разные. Все равные». Государство заплатило за семь роликов по 60 секунд по 1,3 млн рублей за каждый. Телепрограмма «Книги» на телеканале «Дождь» также получила субсидию в размере 2 млн рублей. В 2013 году господдержку «Дождь» не получил, так как сайт телеканала перешел в платный режим.

По данным годового отчета РБК, в 2013 году общая выручка холдинга составила 5,59 млрд рублей. Доходы от телевидения в структуре выручки находятся на третьем месте — 18% (интернет-направления — 48%, направления регистрации доменов и хостинга — 27%, печатные издания — 7%). Выручка РБК-ТВ составила почти 1 млрд рублей, что на 18% больше, чем в 2012 году.

РБК и «Дождь» уже и ранее слышали обвинения в свой адрес о сотрудничестве с властями зарубежных стран. Еще в апреле «Известия» писали о том, что РБК-ТВ планирует начать тесное сотрудничество с «Голосом Америки». В материалах американской правительственной организации Совета управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG), которая объединяет Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» (RFE/RL), «Голос Америки» (VOA) и другие государственные медиаканалы США, говорится, что бюджет русского вещания вырастет с $4,09 млн до $4,14 млн.

«Голос Америки» и РБК-ТВ планируют расширить эфирное время совместного производимого контента до 60 минут в неделю с использованием студий [«Голоса Америки»] и журналистских ресурсов в Вашингтоне и Нью-Йорке», — сказано в материалах BBG.

По материалам BBG 2014, «Голос Америки» вел сотрудничество с такими ресурсами, как «Грани.ру» и «Дождь».



Виктор Высоких

Новости по теме

"Дождь": "Ньюс Медиа", владелец телеканала "LifeNews" - банкрот

Холдинг «Ньюс Медиа», которому принадлежит телеканал «LifeNews», - банкрот. Об этом сообщил «Дождь», уточнив, что компании по судебному решению запрещено

"Дождь": Путин летит на встречу с Порошенко

Журналисты телеканала «Дождь» заявили о том, что Путин вылетел на встречу с Порошенко. Ожидается, что они обговорят пути решения вооруженного конфликта на

Добавить комментарий

Имя:
Email:
Введите код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив