18+

| | Самые уникальные автомобили советского автопрома

Самые уникальные автомобили советского автопрома

Сб, 18 июля 2015 17:36:23
Советский автопром известен своими заимствованиями у ведущих мировых производителей автомобилей: Ford, Fiat, Cadillac, Opel, Chrysler, Buick. Однако это стало лишь одной стороной медали, ведь делали в СССР и уникальные неповторимые машины, некоторые из которых продолжают существовать по сей день.

Самые уникальные автомобили советского автопрома

 

Одним из первых авто о которых стоит упомянуть это ЗиЛ-49061 —полноприводный автомобиль-амфибия. Данное авто было создано в 1975 и выпускалось вплоть до 1991, поскольку входило в состав комплекса для проведения спасательных работ "Синяя птица". Они оснащались двигателями ЗИЛ-131. Имели независимую подвеску для всех колес и 2 гребных винта.


Как передние, так и задние колеса были выполнены управляемыми при помощи гидрообъемного следящего привода. Это обеспечило возможность производить поворот задних колес только после разворота передних на 6° и более. Весьма необычным оказалось решение с тормозными механизмам. На ЗиЛ-49061 разместили дисковые тормоза, однако зафиксировали не в колесах, как обычно, а в корпусе самой машины.

Самые уникальные автомобили советского автопрома

 

Автомобили комплекса 490 прошли испытания и встали на серийный выпуск. Известно, что даже после прекращения производства отдельные экземпляры данного автомобиля сохранились и применяются сотрудниками Военно-космических сил. Известно, что на начало XXI века в Европе не было аналогов данным автомобилям, которые были специализированы для спасательных работ и поныне остаются весьма перспективным оборудованием.

Второе авто, на котором хотелось бы заострить внимание - МАЗ-541. Когда видишь тягач для авиалайнеров очень сложно принять тот факт, что он имеет дизайн увеличенного в разы легкового автомобиля. Масса данного тягача составляет 28,23 тонны, объем двигателя 39 л, а вес авиасудов, которые он мог транспортировать достигает 85 тонн.

Самые уникальные автомобили советского автопрома

 

Планировалось, что его будут применять на международных аэродромах. Однако, что-то в планах руководства поменялось и всего было выпущено только 3 таких авто. Этот автомобиль должен был впечатлять, и он это делал успешно. Мощный «лимузин» получил танковый двигатель, а конструкция соответствовала балластному тягачу. При этом имеются данные, что ему удавалось оттаскивать самолеты массой более 100 тонн, а номинальные 85 тонн объяснялись максимальной массой авиатранспорта того времени.

Самые уникальные автомобили советского автопрома

 

Удивительным итогом работы советского автопрома стал ЗИЛ-2906. Это шнекороторный снегоболотоход, который имеет повышенную проходимость по жидким поверхностям. Ни один грузовой транспорт не способен преодолевать заболоченные пространства столь же эффективно, как это делает данная модель. Впоследствии ее усовершенствовали и обозначили индексом 29061. Данный болотоход оснастили 2-мя роторно-поршневыми двигателями, произведенными ВАЗ, а также бортовой схемой трансмиссии. При этом корпус со шнеками изготовили из сплава алюминия, а кабину выполнили из стеклопластика.


И это невероятное транспортное средство было создано в 1972 году. При этом полезная нагрузка на снегоболотоход составляет 2,5 тонны. Конечно, скорость у данного авто небольшая и современные автовладельцы брезгливо морщатся, когда слышат про 10,1 км/ч. Однако когда речь заходит о скоростных суперкарах, то можно с уверенностью говорить, что из скорость по «трассе» снегоболотохода вряд ли сможет сдвинуться с места.

Самые уникальные автомобили советского автопрома

 

 

По болотам ЗИЛ-2906 передвигается со скоростью 7,4 км/ч, а по снегу способен показать почти 11. К сожалению, конструкция не предусматривает установки одновременно колесного привода, так как это приведет к расшатыванию креплений шнеков и потере конструкционной целостности снегоболотоходом. Как правило, в паре с ним использовался транспортировщик по типу эвакуатора, который «помогал» ЗИЛ-2906 преодолевать расстояние с твердой поверхностью.

Особенно интересным является то, что данные механизмы выпускаются по сей день. Правда уже не отечественными производителями, а зарубежными производителями из Австралии – компанией Residue Solutions. Изделие получило обозначение MudMaster и производится серийно.

Самые уникальные автомобили советского автопрома

 

До этого мы говорили об автомобилях специального назначения, однако не стоит забывать и про более привычное их применение. В частности, ЗИС-112 предназначался для гонок. Этот 2-местный роадстер длиной почти 6 метров весил около 2,5 тонн. В первой модификации он получил своеобразную деталь на свой радиатор – одну единственную фару, за что и был прозван «циклопом».

Изначально в автомобиле был установлен серийный 8-цилиндровый двигатель на 140 л.с., но довольно скоро его заменили на экспериментальный силовой агрегат, который выдавал мощность в 180 «лошадок». Этот необычный автомобиль развивал скорость около 200 км/ч и это в 1951 году! Затем конструкцию авто укоротили на 0,6 м, что позволило поднять его скорость за счет уменьшения массы до 210 км/ч.

Самые уникальные автомобили советского автопрома

 

В 1956 году автомобиль переродился, вторая модификация получила название ЗИЛ-112/2. Ее изготовили с применение стеклопластикового кузова колпаком из аналогичного материала. Двигатель подвергли форсированию, после чего 4-карбюраторный агрегат на 170 л.с. позволил автомобилю развивать скорость свыше 230 км/ч.

Самые уникальные автомобили советского автопрома

 

Напоследок хотелось бы коснуться такого удивительного явления в советском автопроме, как самодельные авто. В то время создать автомобиль в гараже не было чем-то обыденным, как и сейчас, однако представителями данного направления были одновременно несколько автомобилей.

Среди них и «Лаура», созданная ленинградцами Геннадием Хаиновым и Дмитрием Парфёновым; и «Катран» Александра Федотова, который приобрел широкую известность благодаря совмещению откидной конструкции входа-выхода и впечатляющего для самодельного агрегата комфорта и скорости.

Однако указать нужно на автомобиль «Юна», который выделяется тем, что, будучи созданным еще в 1969 году братьями Алгебраистовыми, Юрием и Станиславом, он до сих пор прекрасно работает. Конечно автомобиль подвергался переделке в начале восьмидесятых после осуществления всесоюзного пробега, что не удивительно, ведь автомобиль прошел чуть менее 500 тыс. км. При этом разгон до сотни «советский спорткар» осуществляет за 8,4 с.

Самые уникальные автомобили советского автопрома

 

Один из братьев, Юрий Алгебраистов, не прекращал модернизацию авто и проводит ее и поныне. Когда-то также вручную изготавливались еще 4 автомобиля, однако со временем они пришли в негодность, а этот так и продолжает «жить» под пристальным вниманием своего создателя.

Самые уникальные автомобили советского автопрома

 

Пусть многие привычные нам автомобили советского автопрома были скопированы. Пусть «копейка» ВАЗ-2101 является модернизированной копией Fiat 124, а такая тривиальная машина как «запорожец» ЗАЗ-966 является перерождением германского NSU Prinz IV. Но и в советском автопроме были автомобили, которые имели уникальные, неповторимые черты, которые до настоящего времени остаются чем-то из ряда вон. Остается надеяться, что в будущем уже российский автопром сможет нас удивить потрясающими новинками, которые не будут уступать зарубежным образцам.

Алексей Ефедоров

Новости по теме

На европейском заводе Kia выпустили двухмиллионный автомобиль
На европейском заводе Kia выпустили двухмиллионный автомобиль

На европейском заводе Kia был выпущен двухмиллионный автомобиль. Счастливый обладатель юбилейного авто уже ждет свою машину в Бельгии.

Компании посредники и их разновидности
Компании посредники и их разновидности

Компании посредники и их разновидности

Добавить комментарий

Имя:
Email:
Введите код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив